Особенности религиозной скульптуры балт-х славян и германцев

Раздел научно-популярных, познавательных и просветительских материалов

Особенности религиозной скульптуры балт-х славян и германцев

Сообщение Север_ 23 окт 2017, 04:15

Особенности религиозной скульптуры балтийских славян и германцев.

Изображение

"Продолжая начатую тему о связях религиозного храмового зодчества балтийских славян.

В то время,как средневековые хроники донесли до нас многочисленные описания величественных языческих храмов балтийских славян,производивших немалое впечатление даже на враждебно настроенных католических проповедников,целью которых в конечном счёте было их уничтожение,археологии до настоящего времени не удалось подтвердить эти данные находками реальных артефактов.Несмотря на то,что было раскопано не мало храмов,или строений,интерпретируемых как таковые,все они довольно далеки от тех восторженных описаний.Так же бесплодными оказались все попытки представить действительно очень развитый культ и традицию религиозного зодчества балтийских славян как заимствование из других культур(в немецкой литературе распространено мнение о влиянии католического немецкого христианства,а в русской попадаются иногда высказывания о неком кельтском влиянии)-на том простом основании,что попросту невозможно вывести общего архитектурного канона,по которому бы эти самые храмы строились.Напротив,все археологически известные храмы балтийских славян построены широко распространёнными тогда как в регионе,так и у прочих славян техниками.

Однако,несмотря на неизвестность общих канонов архитектуры,у балтийских славян всё же можно выделить некоторые общие черты в формах и деталях религиозных деревянных скульптур и отделке храмов.Речь о антропоморфных стилизованных досчатых деталях,заканчивающихся своеобразной "головой".

Изображение
детали языческого храма в Гросс Радене,раскопки.

Изображение
различные типы стилизованных антропоморфных досок,использованных
в отделке Гросс Раденского храма,реконструкция их возможной композиции.

Изображение
общий вид храма в Гросс Радене,реконструкция.

Сходным же образом археологи представляют себе и реконструкцию храма в торговом поселении
на Лёддигзее возле Пархима-тут также были найдены схожие стилизованные доски:

Изображение
реконструкция храма на Лёддигзее,Пархим.

Такие же детали были найдены в самых разных частях славянской Германии.

Изображение Изображение Изображение
Крепость Раддуш,Лужица.

Изображение Изображение Изображение
Старигард/Ольденбург,Вагрия.

Изображение Изображение
Волин,Поморье.

Изображение
Ральсвик,Рюген.Деталь найдена в пределах предполагаемого Святилища,размер-17 см.

Изображение Изображение
Ральсвик,Рюген.Скульптура,найденная у одного из причалов.Высота-93 см.

Изображение
Он же в прорисовке.

Таким образом,можно говорить о характерности подобных антропоморфных деталей и досчатых идолов для балтийскославянской языческой традиции.Более того,эта самая характерная особенность сохранилась в традиционном Мекленбургском зодчестве до наших дней как один из вариантов отделки наверший крестьянских домов!

Изображение
особый интерес представляют 3 нижних ряда,особенно варианты 29-31.

Как бы это не казалось удивительно,но этот традиционный элемент пережил в Мекленбурге и славянскую речь и языческую религию.Впрочем,так чаще всего и бывает с культурой.Это как раз тот нечастый случай,когда языческое происхождение подтверждается в народной культуре не на основе гипотетических реконструкций и сравнений,а на материальных свидетельствах археологии.

Ещё раз для сравнения: Гросс Раденский храм.

Изображение
навершие одного из традиционных домов в деревне Вустров,находящейся на месте бывшего славянского Святилища ( о чём говорит сам наиболее древний вариант названия-Сванте Вустров-священный остров).


В поисках же параллелей этой традиции балтийских славян предлагаю обратиться не к кельтам,а к их ближайшим западным соседям-германцам.Очень схожие антропоморфные досчатые идолы были найдены,к примеру,в фризских землях-в нижнем течении Везера.

Изображение Изображение
Антропоморфные досчатые фигуры из Святилища на болоте Виттенмоор в низовьях реки Везер,
первая половина II в. до н.э.

Изображение
Изображение
Реконструкция Святилища на болоте Виттенмоор в нижнем течении Везера.

Получается,традиция эта была знакома населению северной Германии и задолго до предполагаемого славянского заселения в VI (V) веке.Однако,прежде чем объявить её заимствованием славян у германцев,следует обратить внимание на следующие вещи:
Сам культ древних германцев был куда менее развит,чем культ балтийских славян.Так о храме в Уппсале у скандинавов мы узнаём только в XI веке,в то время как храмы балтийских славян известны археологам уже с IX-го.О германцах же континентальных у нас имеются прямые свидетельства очевидцев,что они не строили храмов и считали невозможным изображать Богов в человеческом обличии.Это же подтверждает и археология: идолы германцев-это плохо обработанные коряги с начертанными на них ликами,в то время когда у славян мы знаем огромных искусно сделанных многоголовых идолов с руками,держащими различные военные и жреческие атрибуты.Причём сама техника резьбы по дереву была у германцев далеко не на самом низком уровне,так же как и изготовление высококачественных металлических культовых фигурок и амулетов было для них делом обычным.Сложные же деревянные идолы для них были не характерны.
Исключение-приграничные со славянами регионы.Кроме уже упомянутого Святилища в верховьях Везера,как пример можно привести и болотное Святилище в Обердорле,в Тюрингии.Найденный тут деревянный идол выполнен в манере,более характерной для славян,чем для германцев.

Изображение
идол из Обердорлы,III-IV вв.

Причём,что интересно,такие идолы,схожие с идолами балтийских славян,находят в регионах,которые в средние века были приграничными славяно-германскими территориями,вообщем зоной славяно-германских контактов.В то же время характерные для славян идолы известны в восточной Германии на уже собственно славянских территориях с очень ранних времён,что затрудняет археологам их точную датировку:слишком похоже на славян,но в то же время для них "рановато".Как например деревянный идол из Альт-Фризака в Бранденбурге (V-середина VI века).

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Идол из Альт-Фризака.
("Кумир в человеческий рост найден в местечке Альт-Фризак (Altfriesack) в Бранденбурге.Изготовлен он из дуба предположительно в V веке.Кумир обладал фаллосом.Предположительно само изваяние имело отношение к культу плодородия.Сами немецкие учёные не могут с уверенностью сказать,кто изготовил этого кумира.Одно из германских племён (по мнению немецких учёных эти земли до прихода славян были заселены германскими племенами) или же это были славяне? Учитывая многочисленные подобные находки у славян,думаю,что и этот кумир славянский или весьма родственный им.
Кумира можно увидеть в Берлине в Нойес-Музеум-Neues Museum" ("Кумир из Балтийского Поморья"))

Изображение
Идолы из Альт-Фризака и Берен-Любхин (чрезпенянской Любинки).

Изображение
И.П Русанова."Истоки славянского язычества" с.33.

Если коротко,то всё это можно сформулировать следующим образом: уже на рубеже последних веков до н.э.-первой половины н.э. на территории,которая в средние века стала зоной контакта между славянским и германским населением,в деревянной религиозной скульптуре начинают выделяться некоторые общие черты,которые впоследствии станут более характерны для славян чем для германцев".



Источник: "Особенности религиозной скульптуры балтийских славян и германцев".
"От вернувшихся я слышал,что в Микилинбурге в рыночные дни
насчитывалось пленных данов до 700 душ и все были выставлены на продажу,
лишь бы только хватило покупателей" (Гелемольд,II-13)
Аватара пользователя
Север_
Homo erectus
 
Сообщений: 426
Зарегистрирован: 28 июл 2017, 02:32
Cпасибо сказано: 8
Спасибо получено: 79 раз в 72 сообщениях
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации

Вернуться в КультПросвет


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1