Торговое поселение Scharcyn на берегу озера Лёддиг.

Раздел научно-популярных, познавательных и просветительских материалов

Торговое поселение Scharcyn на берегу озера Лёддиг.

Сообщение Север_ 26 окт 2017, 07:12

Торговое поселение Scharсyn на берегу озера Лёддиг.

Изображение
"Значительное торговое поселение в XI веке находилось в землях ободритов,на юго-западе современного Мекленбурга,на берегу пересохшего ныне озера Лёддиг (Loddigsee).Кроме собственно поселения,весьма любопытно и название озера,напоминающее русскую Ладогу.К сожалению,проследить с каких пор оно носит такое название,мне не удалось.Слово Лёддиг не переводится с современного немецкого языка,что позволяет предположить его славянское происхождение.Показательно также,что археолог,раскопавший поселение Шарцин (Horst Kellig) в своём отчёте не имеет никаких сомнений по поводу происхождения местных топонимов Шарцин и находящегося неподалёку города Пархима-"разумеется,славянские,учитывая историю этих мест"-пишет он.
Изображение
Но вернёмся к городу.Археологические раскопки проводились тут в 1981 году.Помимо многочисленных свидетельств ремесла,были найдены украшения и монеты со всей Европы и стран Востока,а также остатки кандалов,что подтверждает теорию археологов о том,что поселение было ремесленно-торговым,а не оборонительным.Особый интерес представляет раскопанный тут языческий храм,практически идентичный храму в Гросс Радене.Макет крепости,а также некоторые находки и детальные археологические отчёты можно увидеть сегодня в музее города Пархим.Правда,копировать материалы в музее возможности не было,пришлось фотографировать.
Изображение
Входные ворота,в процессе раскопок.

Изображение
Находки: стеклянные кольца на пальцы,колокольчики,
бусины,гирьки весов,шило,пряслица,керамика.

Изображение
Складной нож.

Несколько экспонатов музея:
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Вообще экспозиция в музее более,чем скромная.А вот литературы по теме там очень много.

Изображение
План раскопок языческого храма.

Длина храма составляла 12,6 м,ширина 11,4 м.Он имел двое ворот,крыши не было.К храму вела дорога.Некоторые части ограды имели такие же "головообразные" закругления,как и в храме Гросс Радена.На месте найденного скопления камней предполагают алтарь.Внутри храма были обнаружены части двух толстых столбов,которые,скорее всего были идолами.Ещё 4 таких столба обнаружено снаружи храма на ведущей к нему дороге.Возможно,и они были идолами.

Изображение
Попытка реконструкции храма.

Изображение
Реконструкция торгового поселения на озере Лёддиг.

Также внутри храма были найдены наконечники стрел,ножи,стеклянные кольца,части керамики,ключ и кастрировальные щипцы.Похоже,ремесленники жертвовали производимый ими товар.Щипцы связывают с культом коня.На разведение (или содержание) коней в этой местности также указывают многочисленные находки.

Изображение
Изображение
Изображение

Также в музее имеется и макет славянской крепости города Пархим-соседа Шарцина.
Изображение
Изображение
Изображение
Остатки валов этой крепости видны в современном Пархиме до сих пор."




Источник:"Торговое поселение Scharcyn на берегу озера Лёддиг"
"От вернувшихся я слышал,что в Микилинбурге в рыночные дни
насчитывалось пленных данов до 700 душ и все были выставлены на продажу,
лишь бы только хватило покупателей" (Гелемольд,II-13)
Аватара пользователя
Север_
Homo erectus
 
Сообщений: 426
Зарегистрирован: 28 июл 2017, 02:32
Cпасибо сказано: 8
Спасибо получено: 79 раз в 72 сообщениях
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации

Re: Торговое поселение Scharcyn на берегу озера Лёддиг.

Сообщение Север_ 27 окт 2017, 05:02

"Торговое поселение на острове в озере Лёддиг.

Изображение
реконструкция торгового поселения на острове Лёддиг.

Крупное торговое поселение находилось в XI-XII вв. в исчезнувшем ныне озере Лёддиг,в 4,5 км к востоку от Пархима,где-то на предполагаемой границе племён варнов и линонов.

Изображение

Изображение


Как и все славянские торговые поселения в Германии,поселение на озере Лёддиг было открыто случайно лишь в 1975 году.Как и в случае прочих славянских торговых центров,ни в каких современных событиям письменных источниках это поселение не отметилось.Раскопки проводились в 2 этапа в 1981-1991 и 1996-1999,в общей сложности 15 лет и дали превосходный и очень интересный материал.Результаты обоих археологических компаний были суммированы в монографии Дитлинд Падденберг в 2012 году.
Интересно,что окрестности этого места были непрерывно заселены с римского периода до наших дней.

Изображение
красным-находки Римского периода и эпохи ВПН.

Изображение
синий-раннеславянские находки
зелёный-находки среднеславянского и
красный-позднеславянского периода.

Изображение
позднесредневековые находки.

В самом Пархиме также находилась крепость позднеславянского периода,правда,изученная куда хуже.Название Пархима,происходит,согласно Н.Маршалку,от имени языческого Божества,идол которого находился в городе.С названием торгового поселения на озере Лёддиг ясности меньше.Поле перед озером носит славянское название Шарцин,у самого озера два названия: немецкое (Пихер) и славянское (Лёддиг).В указанной выше монографии исследователи предположили связь последнего со славянским "ладья".Учитывая непрерывность заселения этих мест с начала нашей эры,как и всего региона нижнего течения Эльбы,где сохранилось множество дославянской гидрономики (из ближайшего-р.Эльба и р.Эльда,протекающего через Пархим в 4 км от озера Лёддиг,обозначена также и на приведённой карте,также топоним Эльдена и,по всей видимости,название всей местности Ерциниа;последнее,исходя из версии Топорова,могло быть связано с Перуном),не менее вероятным кажется и дославянское происхождение гидронима Лёддиг.
Согласно дендродатам,поселение возникло в 1030-е,было разрушено уже в 1050-е,но вскоре снова восстановлено,после чего просуществовало ещё до первой четверти XII века.Торговый центр отличался от приморских тем,что имел крепостной вал,внутри которого были жилые дома и языческий храм.Население занималось ремёслами: резьбой по кости и дереву,кузнечным и ювелирным делом,изготовлением ножей,гребней,пряслиц и пр. на продажу.Многочисленные находки весов и гирек говорят о значительной торговой активности.
Изображение
весы и гирьки,найденные в районе ворот возможно говорят о взымании пошлины на торговлю при входе.
Гирек очень много.
Изображение
Изображение
Изображение
Находки трёх парных ножных оков,говорят о том,что кроме гребней и ножей,тут продавали и рабов.Любопытно,что этот факт можно интерпретировать на основе письменных источников следующим образом.Поселение существовало в первой половине XI века,было расположено по всей видимости на территории племени линонов,толи входившего в союз лютичей,толи просто бывшее лютичским племенем по происхождению.Поселение находилось недалеко от Эльбы-то есть границы с немцами и вело,судя по находкам,с ними же наиболее активную торговлю.Лютичи в XI веке находились на пике своего влияния и поддерживали с саксонцами союзнические отношения,хотя и оставались при этом язычниками.Конечно,из одной находки оков нельзя сделать сколько-либо точных выводов о том,откуда поступали рабы и куда они продавались.Но можно предположить,что рабами могли быть пленные саксонцы-христиане.Именно в первой половине XI века Титмар упоминает введение Генрихом II запрета на продажу христиан "язычникам" (то есть славянам и,исходя из контекста упоминания даже уже-лютичам) (Титмар 6-28 (21)).Вполне возможно,что археология запечатлела в торговом центре на озере Лёддиг этот крайне любопытный момент немецко-славянских отношений:
О присутствии в торговом центре христианских купцов или товаров (т.е покупателей) говорят находки крестиков и изображение распятия на бронзовом диске.
Изображение
Справа-агатовый диск,предположительно западно-европейского происхождения.

Любопытны многочисленные найденные в поселении украшения и украшенные "детали",возможно также бывшие частями застёжек(фибул),пряжек и тому подобного,но точно не идентифицированные.В том числе находки одной или двух лунниц-редких вещей у балтийских славян.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
В находке 4887 предполагается фигура для игры в велеи (тавлеи),таким образом бывшая самым красивым экземпляром этой популярной у Балтийских славян игры.Кроме неё обращают на себя внимание и находки других многочисленных игровых фигур-простых полусферических из кости или глины,так и резных с изображениями диковинных зверей.
Изображение
Изображение
5054-игральная кость.4145-бронзовый диск,по всей видимости брошь.

Также в поселении найдены фрагменты нескольких флейт,наиболее интересной находкой,не имевшей до этого аналогов в регионе,стала находка большого рожка,из скрученной бересты.Реконструируемая длина его могла составлять до 1 метра.
Изображение

На торговлю указывают и находки замков.
Изображение

Однако,самыми,пожалуй интересными,и важными для изучения культуры балтийских славян,можно назвать многочисленные находки амулетов и культовых "мелочей" : колокольчиков,"куриных богов","Перуновых стрел" и других окаменелых моллюсков.Нет,находки подобного не были чем-то новыми в археологии славянских поселений северной Германии.Новым стало скорее внесение их в каталог находок,подробное описание,а не просто упоминание,обращение на них внимания и интерпретация как культовых вещей,что можно только поприветствовать.
Изображение
4865,4866-клыки вепря,с отверствием для шнурка.
4869-волчий зуб с отверствием для шнурка.
4870-собачий зуб с отверствием для шнурка.
4872-медвежий зуб.

Ещё 2 медвежьих зуба,один собачий и 2 клыка дикого кабана были утеряны.Что поделаешь,такие мелкие вещи так быстро теряются.Или уносятся с раскопок в качестве сувенира.Медвежий коготь или зуб также был обнаружен в торговом центре в Диркове,там,правда,автор не приводил иллюстрацию,а полный каталог находок в виде монографии ещё не выходил.
Камни со сквозными отверствиями-"куриные боги".Само выражение Хюннергот-нем."куриный бог",для таких,популярных и в наше время на южно-балтийском берегу сувениров,приносящих удачу,по всей видимости является немецкой калькой со славянского и подтверждает восхождение этой традиции к славянской языческой культуре.
Изображение

Изображение
"Перуновы стрелы",они же окаменелые моллюски белемниты.Всего здесь их было найдено 4.На Арконе такие являются ежедневными находками,до десятков в день,однако,там они возможно не войдут в каталог.

Ещё из интересного-множество окаменелых морских ежей и кости с отверстиями непонятного предназначения.Морских ежей находят также и в других славянских поселениях,по всей видимости они также были популярным талисманом или "сувениром".
Изображение

Также-9 маленьких колокольчиков,некоторые из которых ещё сохранили звучание.
Изображение
Подобные колокольчики находят совсем не редко.В приморских торговых поселениях их обычно связывают с импортом из Восточной Европы,финно-угорских или кривичских земель.

Гораздо более интересна находка фрагмента большого колокола.
Изображение
Так вот с ходу и не подумаешь,но исследователи удтверждают,что это-деталь колокола,реконструируемый размер которого мог быть около 30 см."Несомненно христианский обычай" для этой находки,предписываемый авторшей на основании наивного "до сих пор известной по церковным колоколам" традиции,в то же время вызывают серьёзные сомнения.Христиане в торговом центре,скорее всего,действительно были.Но часть из них,похоже,была выставлена на продажу-это раз.Церкви в поселении не было,в отличие от языческого храма-это два.Странная церковная христианская интерпретация большого колокола в месте,где заведомо предполагается именно невозможность нахождения церкви в данный период.На шее,что-ли христианские купцы должны были таскать такой огромный и тяжёлый литой колокол? Так и ношение колокольчиков на одежде ведь традиция чисто языческая...В заключение можно сказать,что это уже третья находка колокола таких размеров в балтийскославянских землях.Также и колокол из Хаитабу,приписываемый "раннему христианству",но тоже найденный почему-то совсем не в церкви,а под водой в гавани,не исключено,имеет тоже происхождение.

В изображении человеческого лица видят осколок глиняной курительной трубки
Изображение

Одним из самых интересных артефактов славянского периода можно назвать складной украшенный нож
Изображение

Красивая резьба на неидентифицированной детали
Изображение

Другие находки из каталога: гребни,бусины и прочее.Оружие,шпоры,лопаты,серпы и т.д. не помещаю-там ничего особенного не было.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Обращает на себя внимание столбовая конструкция некоторых из домов внутри крепости.
Столбовая конструкция известна в балтийскославянском регионе в основном в приморских городах и торговых центрах-Старигарде,Гросс Штрёмкендорфе,Ральсвике на Рюгене,Волине.
Можно упомянуть и два клада монет,найденные в поселении"




Источник: "Торговое поселение на острове в озере Лёддиг"
"От вернувшихся я слышал,что в Микилинбурге в рыночные дни
насчитывалось пленных данов до 700 душ и все были выставлены на продажу,
лишь бы только хватило покупателей" (Гелемольд,II-13)
Аватара пользователя
Север_
Homo erectus
 
Сообщений: 426
Зарегистрирован: 28 июл 2017, 02:32
Cпасибо сказано: 8
Спасибо получено: 79 раз в 72 сообщениях
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Вернуться в КультПросвет


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2