Трапециевидные подвески-молоточки.

Раздел научно-популярных, познавательных и просветительских материалов

Трапециевидные подвески-молоточки.

Сообщение Север_ 03 ноя 2017, 09:50

"Едва ли можно найти что-то более часто связываемое со скандинавами,чем часто находимые в захоронениях и торговых центрах подвески в виде молоточков,реже-"лезвия топора" или просто подвески трапециевидной формы."Считается" что они обозначали не много,не мало-Мьёльнир-знаменитое оружие скандинавского бога Тора,известное памятникам скандинавской мифологии XIII века.Оставив за скобками даже то,что слово это,возможно,является заимствованием из славянского,а более ранние источники,например,Адам Бременский в XI веке,описывает изображения Тора со скипетром,а вовсе не молотом,тем не менее,остаётся вопрос-а как,собственно,уважаемые господа археологи пришли к настолько однозначному выводу? Ведь письменных источников,сообщающих,что скандинавы-язычники носили подобные вещи,как символ своего божества,не сохранилось.А сами подвески и амулеты в виде оружия хорошо известны и в континентальной Европе,безо всякой связи со скандинавами,причём ещё до "эпохи викингов".Другими словами-почему именно Тор,если в мифологии образ Бога-кузнеца,атрибутом которого молот мог быть с не меньшей долей вероятности,известен почти у всех населявших Европу индоевропейских народов? И почему,например,не могли быть подобные подвески просто воинским оберегом,без обязательной связи со скандинавским богом,или могли бы связываться другими народами со своими Богами?
Усомниться в исключительно "скандинавской" интерпретации "молоточков Тора" заставляет уже само их широкое распространение.Такие подвески-амулеты часто находят в заведомо славянских землях-на юге Балтики,в северной Руси.Причём,не просто находят-во многих городах и местах славянских земель доказано или можно подозревать их местное производство.Их местное производство было подтверждено и для северной Руси.Как замечал А.Н Кирпичников о Ладожской находке:
"Другим символом,правда религиозным,является найденная нами литейная форма для отливки ритуальных предметов из скандинавской мифологии-так называемых "молоточков Тора",скандинавского бога-громовержца.Вещь уникальная,даже в Скандинавии её пока не обнаружили"
(А.Н Кирпичников "Ладожская жемчужина в Балтийском мире"//Родина.2008.№9.С.40).
Но в то время,пока подтверждение изготовления "молоточков Тора" для Скандинавии является "вещью уникальной и пока не обнаруженной","молоточками Тора",изготовленными на юге Балтики,удивить кого-то значительнее сложнее.К примеру,при раскопках поморского города Волин была найдена мастерская,в которой наряду со множеством других,самых разных украшений и подвесок из янтаря изготавливались и янтарные молоточки.
(Filipowiak W,Gundlach H.Wolin,Vineta-Die tatsachliche Legende vom Untergang und Aufstieg der Stadt,Hinstorff Verlag,Rostock,1992.S.63)

Изображение
Янтарный молоточек из янтарной мастерской Волина.

В торговом центре Ральсвик на острове Рюген молоточки были найдены не только в захоронениях в могильнике,но и в одном из жилых домов ремесленников.Интересные обстоятельства их находки-они были обнаружены в доме,висевшими на большом кольце,которое,в свою очередь,было найдено в связи с металлическим крюком-привели археологов к однозначному выводу: они были вывешены в одном из домов,а не носились каким-то человеком в момент попадания их в землю.
(Herrmann J.Ralswiek auf Rugen,Teil.3; Funde aus der Hauptsiedlung,Schwerin,2005)
Иными словами,очень похоже на то,что они были вывешены там на продажу,точно так же,как такие подвески и до сих пор нередко выставляются на продажу в аналогичном виде.

Изображение
Молоточки,вывешенные в одном из домов Ральсвика.

В самом поселении Ральсвик при этом работали кузнецы и ювелиры,что подтверждается многочисленными указаниями на обработку металла,в том числе и цветного,находками заготовок,форм для отливки и соответствующих ремесленных инструментов.Одна из отливочных форм могла быть формой для отливки тех самых молоточков,что были вывешены в упомянутом доме и найдены также и в захоронениях.В своё время моё внимание привлекло изображение,помещённое в подготовленном скандинавскими археологами и вышедшем в Германии на немецком языке каталоге находок,связываемых ими с "пребыванием скандинавов" в различных регионах Европы.В небольшом разделе,посвящённом южной Балтике,там приводились фото нанесённых на кость рун и отливочных форм из предположительно "скандинавского" стеатита,найденных в Ральсвике. (Wikinger,Warager,Normannen.Die Scandinavier und Europa 800-1200,Verlag Philipp von Zaubern,Mainz,1992,S.297,Abb.262)

Изображение
Формы для отливки из Ральсвика из посвящённым "скандинавским" находкам немецкоязычного издания "викинги,варяги,норманны".(Примечание-данные формы для отливки с инструментами опубликованы ещё в книге Й.Херрманна "Славяне в Германии"/1985 - J.Herrmann "Die Slawen in Deutschland"/1985,
Tafel.32.а) Kleinfunde aus der Siedlung Ralswiek,Kr.Rugen.darunter Bruchstuck eines Specksteingefasses,wie sie aus "Norwegen importiert" wurden.Diese Bruchstucke wurden zum Teil benutzt,um Gussformen fur Barren anzuferrigen.)

Ссылка при этом давалась на одно из первых детальных описаний Ральсвикских находок археологом П.Херфертом,в статье 1973 года (Herfert P.Ralswiek.Ein fruhgeschichtlicher Seehandelsplatz auf der Insel Rugen//Greigswald-Stralsunder Jahrbuch,Band 10,Weimar,1973).В этой статье,действительно,помещены изображения той же самой кости с рунами и левой нижней формы для отливки,которая названа там "обломком норвежского стеатитового котла с углублением для отливки металлических слитков",но нет самой правой формы для отливки с Т-образным углублением.Размеры этих находок там не указаны.Гораздо более подробный отчёт о находках в Ральсвике вышел 5-томной монографией в 2000-х годах,когда материал был заново рассмотрен и проанализирован другим археологом-Й.Херрманном.В этих изданиях упоминаются и найденные молоточки,и формы для отливки,но не приводятся изображения форм для отливок,размещённых П.Херфертом и коллективном скандинавских археологов в "викингах,варягах,норманнах".О находке форм для отливки молоточков там не сообщается,но,в то же время,указывается на находки форм для отливки наковален.Такие наковальни по форме очень похожи на молоточки и отличаются лишь размером (сами найденные в Ральсвике заготовки были около 6,5-8,5 см в длину).Herrmann J.Ralswiek auf Rugen,Teil.3:Funde aus der Hauptsiedlung,Schwerin,2005.

Изображение
Наковальни из Ральсвика.

На первый взгляд,в каталоге "скандинавских" находок Ральсвикские формы для отливки кажутся вовсе не таких больших размеров,чтобы подходить для указанных выше наковален.При величине наковален в 6,5-8,5 см длина формы должна была бы составлять 35-50 см,и вес её,в таком случае,должен был быть весьма немалым.В то же время издание "скандинавских" находок,следуя статье П.Херферта,сообщает,что в слоях Ральсвика VIII-X вв.были найдены многочисленные обломки котла из "скандинавского" стеатита,часть из которых впоследствии нашла вторичное применение местными жителями: в некоторых частях были проделаны сквозные отверствия,в других были вставлены железные заклёпки,а ещё одна часть вторично использовалась в качестве форм для отливки.Подпись к приведенному выше изображению 262,при этом гласила "3 формы для отливки из стеатита",из чего выходит,что именно они и подразумевались под "вторично использованными как формы для отливки частями "скандинавского" котла" из описания.Исходя из того обстоятельства,что данные приведенные формы должны были быть частью котла,крайне сложно представить себе длину этих нескольких "обломков" в районе полуметра (если бы в них отливались приведённые выше наковальни),особенно,учитывая,что в описании говорится,кроме этих,и о "многих других".Потому,можно предположить,что при отсутствии указаний точных размеров конкретно этой формы для отливки она может оказаться гораздо меньших размеров и оказаться формой для отливки тех самых молоточков.В этом случае Ральсвик стал бы ещё одним славянским городом,где было бы подтверждено изготовление,продажа и ношение молоточков.
В ближайшем регионе можно отметить и находки трапециевидных подвесок в торговом центре в Менцлине,в устье р.Пены,как раз по соседству с Рюгеном и Волином.Там также работали и кузнецы,и ювелиры,но подтверждений изготовлению этих найденных в захоронениях подвесок непосредственно на месте мне найти не удалось.(Schoknecht U.Menzlin.Ein fruhgeschichtlicher Handelplatz an der Peene,Berlin,1977,S.79-80)

Изображение
2)-трапециевидные подвески из захоронений в Менцлине.

Кроме указаний на ношение таких подвесок в славянских землях (захоронения),изготовление их и продажу,можно отметить и находки молоточков в здешних кладах.Так,часть молоточка известна из клада в Вицимице,где она соседствовала с другими украшениями и монетами.
(Kiersnowscy R.,Kiersnowscy T.Wszesnosredniowieczne scarby srebrne z Pomorza.Tom 1,Warszawa-Wroclaw,1959.Tabl.XXVII )
Обстоятельства находки не позволяют видеть в этом случае "этнический маркер скандинава"-очевидно,что "молоточек Тора" должен был принадлежать одному из купцов,наряду с другими украшениями и монетами,причём нет никаких оснований видеть в этом купце скандинава.

Изображение
Деталь молоточка из клада в Вицимице.

Говоря о молоточках из Волина,нельзя указать и на то обстоятельство,что янтарный молоточек,однотипный тем,производство которых было подтверждено в Волине,был найден в древнеславянской крепости возле южно-Мекленбургского города Фридрихсруе.
(Messal S.Zum Handel und Handwerk in Friedrichsruhe// Slawen an der unteren Mittelelbe.Untersuchungen zur landlichen Besiedlung,zum Burgenbau,zu Besiedlungsstrukturen und zum Landschaftswandlung.Wiesbaden,2013.S.236)

Изображение
Находки бусин и детали янтарного молоточка из крепости Фридрихсруе.

Это место находится далеко от моря,на южной границе ободритов,и было больше связано не с морским,а с сухопутным торговым путём.Сама крепость при этом является одной из наиболее ранних в южно-ободритских землях и существовала в том же IX веке,что и Ральсвик,Волин и Менцлин.Эту находку можно связать с торговлей с Волином по суше-на такой сухопутный торговый путь от Эльбы к устью Одры указывает в частности Адам Бременский (2-18(22)): "...путь этот проходит следующим образом: от Гамбурга или от реки Эльбы до города Юмны по суше добираются 7 дней...",упоминая также и саксонских купцов непосредственно в Юмне.

Изображение
Находки янтарных молоточков в контексте описанного Адамом Бременским сухопутного торгового пути из Гамбурга в Юмну: Волин ( изготовление),Фридрихсруе (находка).

Можно и упомянуть и находку клада золотых украшений с о.Хиддензее на северо-западе Рюгена.Их не только считают "скандинавскими",но и связывают орнаментику со стилизациями "молоточков Тора".

Изображение
Золотые украшения из клада на острове Хиддензее,Рюген.

В поисках объяснения распространения и производства в балтийско-славянских землях молоточков и прочих трапециевидных,секиро- и молотообразных подвесок стоит обратить внимание не только на близкие торговые и культурные связи со скандинавами,но и опять же-на их прошлое.Как уже отмечалось,несмотря на то,что Вагрия практически не вошла на выполненную в 1980-х карту указаний на преемственность раннезападнославянской культуры с местной культурой эпохи Великого переселения народов,такие указания вполне можно найти.Очень любопытными в этом плане кажутся археологические исследования на южном берегу Плёнского озера.В славянские времена на острове в этом озере находился один из важнейших городов Вагрии-Плуне,хорошо известный по хронике Гелемольда из Босау.Само поселение Босау,в котором стояла церковь предшественника Гелемольда,Винцелина,и в которой,по всей видимости,и была написана "Славянская хроника",находилось на юго-восточном берегу.Раскопки,проведённые в Босау,как и в находящемся напротив него острове Бишофсвардер (нем."епископский остров"),бывшем в славянские времена ещё полуостровом и соседней деревне Мёлленкамп (нем."поселение с мельницей"),в славянские времена носившей название Дульзаницы и также упоминаемом в "Славянской хронике",установили интересную картину.

Изображение
Раннеславянское заселение юга Плёнского озера в Вагрии: 1-2-крепость и сопутствующее поселение на острове Бишофсвардер; 3-Мёлленкамп; 4-раннеславянское поселение на месте будущего Босау.

Как и в Босау,так и в Мёлленкампе/Дульзанице славянские слои находились прямо поверх поселений эпохи позднего ВПН.По мнению археологов,часть находок может быть датирована VI веком,что наряду с ранней древнеславянской керамикой следующего слоя означало бы преемственность между славянской и дославянской материальными культурами.
(Hinz H.Bosau II.Untersuchung einer Siedlungskammer in Ostholstein.Die Ausgrabungen und Untersuchungen im Dorf 1971-1975,Wahholtz Verlag,Neumunster,1977,S.70).
Проведённые в крепости на острове Бишофсвардер дендрохронологические и радиоуглеродные анализы также дали любопытный результат.В то время,как дендрохронология датировала брёвна VIII-IX вв.(726-870 гг.),радиоуглеродный анализ показал даты непрерывно с начала V по IX вв.
( Reichstein H.Bosau IV.Naturwissenschaftliche Untersuchungen.Beitrage zur Zoologie,Palynologie,Dendrochronologie.Neumunster,1980.)

Изображение
Дендрохронологические (вверху) и радиоуглеродные (внизу) анализы,
проведённые в раннеславянской крепости на юге Плёнского озера в Вагрии.

Схожая картина,к слову,наблюдалась и в столице Вагрии,Старигарде,где слои были датированы не в малой степени на основании находок,начиная с VII века,а радиоуглеродный анализ,в то же время,показал даты,подобно Плёнскому озеру-начиная уже с V века.

Изображение
Датировки Старигарда по радиоуглеродным анализам (точки и горизонтальные линии) и "ожидаемые" археологами датировки города на основании находок из слоёв (непрерывная диагональная линия).

Относительно наиболее раннего этапа истории Балтийских славян-VI века,практически ничего не известно,но на каком бы языке не говорило население Босау и Дульзаницы в первой половине I тысячелетия н.э.,до того,как в этой деревне начали изготавливать древнеславянскую керамику,там должны были быть очень популярны подвески,типологически вполне сопоставимые с "прототипами" молоточков позднейших веков.

Изображение
Находки подвесок из поселения Мёлленкамп в Вагрии.

Стоит ли в таком случае удивляться популярности подобных подвесок у Балтийских славян впоследствии? В IX веке они могли восприниматься Балтийскими славянами как своя местная традиция,идущая из глубины веков,а не "импортированная" из Скандинавии."



Источник: Андрей Пауль."Культура приморских славянских городов".
"От вернувшихся я слышал,что в Микилинбурге в рыночные дни
насчитывалось пленных данов до 700 душ и все были выставлены на продажу,
лишь бы только хватило покупателей" (Гелемольд,II-13)
Аватара пользователя
Север_
Homo erectus
 
Сообщений: 426
Зарегистрирован: 28 июл 2017, 02:32
Cпасибо сказано: 8
Спасибо получено: 79 раз в 72 сообщениях
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации

Re: Трапециевидные подвески-молоточки.

Сообщение Север_ 03 ноя 2017, 11:00

Изображение
Янтарный молоточек.
Гданьск.Восточное Поморье.

Изображение
Копии янтарных украшений.Янтарный молоточек.
Экспозиция в реконструированном поселении Волина (Волын,Юмна,Юмнета).

Изображение
Трапециевидная подвеска-молоточек.Кость.
Экспозиция в поморском музее Грайфсвальде.Славянские древности.

Изображение
Подвески-молоточки из эмпория Трусо.Самбия.
(M.F.Jagodzinski "Truso Legenda Baltyku the legend of the Baltic Sea")

Изображение
Изображение
Подвески-молоточки.Музей Эльблонга.2009.Находки из Трусо.
"От вернувшихся я слышал,что в Микилинбурге в рыночные дни
насчитывалось пленных данов до 700 душ и все были выставлены на продажу,
лишь бы только хватило покупателей" (Гелемольд,II-13)
Аватара пользователя
Север_
Homo erectus
 
Сообщений: 426
Зарегистрирован: 28 июл 2017, 02:32
Cпасибо сказано: 8
Спасибо получено: 79 раз в 72 сообщениях
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации

Re: Трапециевидные подвески-молоточки.

Сообщение Север_ 03 ноя 2017, 11:17

Украшения с очень знакомой профилировкой.
Бирка.XI в.
Изображение

Изображение

Раннеславянский прототип
из древностей черняховской культуры.
Изображение
"От вернувшихся я слышал,что в Микилинбурге в рыночные дни
насчитывалось пленных данов до 700 душ и все были выставлены на продажу,
лишь бы только хватило покупателей" (Гелемольд,II-13)
Аватара пользователя
Север_
Homo erectus
 
Сообщений: 426
Зарегистрирован: 28 июл 2017, 02:32
Cпасибо сказано: 8
Спасибо получено: 79 раз в 72 сообщениях
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации

Re: Трапециевидные подвески-молоточки.

Сообщение Север_ 03 ноя 2017, 11:23

Изображение
Процитирую Андрея Пауля:
"скандинавско-фризские" гребни можно с таким же успехом назвать и "поморско-ободритскими",застёжки-фибулы типа "Терслев" переименовать в тип "Грамцов",а "молоточки Тора" объявить "молотами Сварога".
"От вернувшихся я слышал,что в Микилинбурге в рыночные дни
насчитывалось пленных данов до 700 душ и все были выставлены на продажу,
лишь бы только хватило покупателей" (Гелемольд,II-13)
Аватара пользователя
Север_
Homo erectus
 
Сообщений: 426
Зарегистрирован: 28 июл 2017, 02:32
Cпасибо сказано: 8
Спасибо получено: 79 раз в 72 сообщениях
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации

Re: Трапециевидные подвески-молоточки.

Сообщение Север_ 16 ноя 2017, 18:14

Север_ писал(а):Адам Бременский в XI веке,описывает изображения Тора со скипетром,а вовсе не молотом,

"Водана же свеоны представляют вооружённым,как у нас обычно Марса.А Тор напоминает своим скипетром Юпитера" (Адам Бременский "Деяния архиепископов Гамбургской церкви")
"От вернувшихся я слышал,что в Микилинбурге в рыночные дни
насчитывалось пленных данов до 700 душ и все были выставлены на продажу,
лишь бы только хватило покупателей" (Гелемольд,II-13)
Аватара пользователя
Север_
Homo erectus
 
Сообщений: 426
Зарегистрирован: 28 июл 2017, 02:32
Cпасибо сказано: 8
Спасибо получено: 79 раз в 72 сообщениях
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации

Re: Трапециевидные подвески-молоточки.

Сообщение Север_ 16 ноя 2017, 18:15

Волын (Юмна,Юмнета).
Изображение
"От вернувшихся я слышал,что в Микилинбурге в рыночные дни
насчитывалось пленных данов до 700 душ и все были выставлены на продажу,
лишь бы только хватило покупателей" (Гелемольд,II-13)
Аватара пользователя
Север_
Homo erectus
 
Сообщений: 426
Зарегистрирован: 28 июл 2017, 02:32
Cпасибо сказано: 8
Спасибо получено: 79 раз в 72 сообщениях
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации


Вернуться в КультПросвет


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2