Курган Рюгенского ювелира под Смоленском.

Раздел научно-популярных, познавательных и просветительских материалов

Курган Рюгенского ювелира под Смоленском.

Сообщение Север_ 06 ноя 2017, 17:24

Курган Рюгенского ювелира под Смоленском.

"Перечитывая археологическое исследование о раскопках одного любопытного кургана под Смоленском обнаружил что захоронение это очень и очень напоминает погребальные обычаи,распространённые на острове Рюген в VIII-XII вв.
Исследователи давно уже обратили внимание на связь балтийских славян и,в частности,населения острова Рюген,с северо-западной Русью.Собрано множество свидетельств о тождестве летописных варягов-руси и рутенов-руян с острова Рюген,основанных по большей части на письменных источниках.Археология же в качестве аргументов в пользу "антинорманской" теории проводится значительно реже.Связано это в первую очередь с тем,что немногочисленные исследования по археологии Рюгена и других балтийско-славянских территорий не переведены на русский и обычно не доступны русским историкам.В следствии этого параллели памятникам материальной культуры северо-западной Руси обычно ищут в скандинавских странах,а не на юге Балтики.А между тем,культура балтийских славян выявляет намного больше сходства с культурой Руси,чем культура скандинавов.Одним из таких примеров является,по нашему мнению,и погребальный обычай,что можно чётко увидеть сравнив курган под Смоленском с курганами в Ральсвике на острове Рюген.
С оригинальным текстом статьи о раскопках кургана из Лопино под Смоленском можно ознакомиться на http://www.archeologia.ru. Здесь же я приведу лишь некоторые цитаты,касающиеся непосредственно устройства и оснащения кургана:

"До начала раскопок курган имел высоту около 3,5 м,диаметр около 17 м.Ровик вокруг него визуально не прослеживается.Насыпь сооружена из песка,местами прокрашенного гумусом,под её основанием также залегает песок... На середине высоты насыпи (на глубине более 1,5 м,но менее 2м от вершины),в самом её центре выявлена прослойка "жёлтой глины"(суглинка?),на которой находилась груда камней.Четыре самых крупных из них,видимо,были уложены по кругу (рис.2,2)

Изображение

Вблизи камней найдены обломки керамики.В.И.Сизов интерпретировал скопление камней,керамику и нежжённые кости животных из насыпи как части единого ритуального комплекса,связанного с совершением тризны (Императорский Российский Исторический музей,1893.С.112).Однако внимательное изучение полевого дневника 1881 года позволяет придти к выводу,что,во-первых,многие (если не все) находки костей ни топографически,ни стратиграфически не связаны с упомянутой каменной конструкцией,и,во-вторых,обнаружение рядом с камнями керамики могло быть случайным,поскольку мелкие черепки попадались в насыпи повсеместно и,как отмечалось выше,скорее всего не имеют отношения к погребальному комплексу.Представляется более вероятным,что каменно-глиняная конструкция в центре насыпи служила для укрепления основания столба,возвышавшегося когда-то над вершиной кургана.Аналогичные конструкции того же назначения неоднократно фиксировались в Новгородских сопках (Конецкий,1993.С.9).Погребение было совершено по обряду кремации на месте,на глубине около 3 м от вершины кургана,т.е на уровне дневной поверхности или на небольшой песчаной подсыпке высотой не более полуметра.На поверхность кострища,содержавшего остатки кремации,был помещён большой "обколотый" камень.Возле камня,к югу от центра кургана находился разбитый горшок,который,судя по концентрации вокруг него кальцинированных костей,служил погребальной урной.Под горшком лежали нежжённые кости жертвенных животных или птиц...

Изображение

Непосредственно в слое кострища были найдены следующие вещи: железный кубический замок (рис.3,11),железная бочковидная гирька с бронзовым покрытием (ри.3,13) весом около 39 г.(Императорский Российский Исторический музей,1893.С.112),обломок бронзового браслета (тип неизвестен)(рис.3,12),призматический сланцевый оселок с отверствием для подвешивания (рис.3,7),две плохо сохранившиеся железные пряжки (рис.3,3-4),одна из которых подпрямоугольная,с вогнутыми боками,а также два сильно корродированных железных предмета.Один из них,очевидно,представляет собой зубило с обломанным лезвием (рис.3,6); скол на нём "свежий",получен скорее всего во время раскопок.
Часть предметов,несомненно относящихся к погребальному комплексу,была вынесена в насыпь кургана,выше слоя кострища.Вещи находились на глубине 2-2,5 м от вершины кургана,в юго-восточной части насыпи.Это-железные тиски (рис.3,8),глиняный тигель с обломанным устьем (рис.3,9),два железных наконечника стрел (рис.3,1-2),битрапециоидное пряслице из розового шифера (рис.3,10),железный язычок от третьей по счёту пряжки (рис.3,14).Не сохранившаяся рамка пряжки,вероятно,была подпрямоугольной,её длина составляла около 5 см.Кроме того,непосредственно над кострищем,на глубине не менее 2,5 м были найдены две "каменные плитки",одна из которых,сохранившаяся в коллекции ГИМ,является обломком шлифованного тесла из опоки (рис.3,5).Все эти предметы,судя по рисунку из дневника В.И.Сизова,не составляли компактной группы,а были рассыпаны на значительном пространстве (рис.2,2).
В целом инвентарь из кургана 1 характерен для мужского погребения.Тем не менее присутствие в его составе браслета и пряслица указывает на вероятность парной кремации (мужчина+женщина)..."
"На основании изложенного время сооружения кургана 1 следует ограничить рамками X в.,хотя начало этого столетия наименее вероятно..."
"Таким образом,погребальный инвентарь кургана 1 содержит определённый набор кузнечно-ювелирных инструментов (5+1? из 13+1? идентифицируемых предметов,не считая урны).Остальная часть инвентаря не очень выразительна и в целом типична для культуры древнерусского города X-XI вв.В соответствии с критериями,предложенными для Скандинавии "эпохи викингов" Я.Петерсоном (Petersen,1951.S.113-114) и в дальнейшем скорректированными другими исследователями (Sjovold,1974.P.111; Wallander,1979.S.48),мы относим этот комплекс к погребениям кузнецов-ювелиров.Однако если наборы инструментов из ряда кладов и погребений в Скандинавии,а также из Ладожского клада несомненно принадлежали мастерам-универсалам,зачастую сочетавшим работу с чёрными и цветными металлами и обработку дерева (Blindheim,1963.S.62; Sjovold,1974.Р.307;Vierk,1983.S.19),то состав находок из кургана 1,по нашему мнению,свидетельствует о сравнительно узкой специализации их владельца.Вероятно,погребённый работал в основном с цветными металлами,т.е,был прежде всего ювелиром".
"Несмотря на слабую социальную и этнокультурную выразительность инвентаря,курган 1 следует отнести к кругу элитарных погребений эпохи образования Древнерусского государства.На высокий социальный статус погребённого указывают как размеры кургана,так и некоторые специфические элементы погребального обряда.К ним в первую очередь относится перенос части предметов с кострища в насыпь,имеющий определённые параллели в "больших курганах" Чернигова (Рыбаков,1949.с.24),и вероятная установка на кургане деревянного столба,подобного упомянутому у Ибн-Фадлана в описании похорон знатного руса (Ковалевский,1956.С.146).Помимо уже отмеченных аналогий этому ритуалу,остатки мемориальных столбов были зафиксированы в кургане Л-13,содержавшем одно из самых богатых погребений "раннего Гнездово" (Авдусин,1952.С.338-339),а также в двух курганах с погребениями воинов в.п.IX-пп.X вв.в Баллатире и Балладоуле (о.Мен)(Bersu,Wilson,1966.P.90).К социально значимым признакам принадлежит и вероятная парность погребения в кургане 1.Тем не менее необходимо отметить,что признаки,присущие богатым погребениям,представлены в этом комплексе главным образом в несколько "размытом" виде".
"По всей видимости,сооружение кургана 1 связано с деятельностью мобильных военно-торговых отрядов типа дружин,передвигавшихся по транзитным коммуникациям Восточной Европы.Похороненный в кургане ювелир мог находиться в составе одного из таких отрядов и умереть "в пути".Предложенную гипотезу подкрепляет как характер погребального комплекса,так и его археологический контекст".

Более подробный анализ найденных в кургане вещей можно найти по уже указанной выше ссылке.

Автор сравнивает их в основном с северо-русскими находками и находками из Скандинавии,но нужно заметить,что весьма похожие по стилю вещи были распространены и на южном побережье Балтики,населённом балтийскими славянами.
Вот,например,идентичные оселки,найденные в Гросс Радене,в Мекленбурге.

Изображение

Тоже можно сказать и о весах и гирьках,как видно по этим примерам из Мекленбурга:

Изображение

Мало чем отличались и пряслица балтийских славян:

Изображение

На следующем изображении можно увидеть схожим со Смоленским крепление (f) и ножницы ремесленника (m),сделанные по тому же принципу (согнутая железная пластина,осуществление зажима за счёт пружинящих свойств металла),что и щипцы из Лопино.Стоит заметить также,что ближайшие параллели ручных щипцов из Лопино авторы исследования находят во Франции,северо-западе Руси и вагрийском Старигарде.

Изображение

Разумеется,все эти примеры не могут служить доказательством этнического происхождения их владельца.И можно согласиться с автором исследования "о слабой социальной и этнокультурной выразительности инвентаря кургана".Подобные вещи были распространены в то время по всему побережью Балтийского моря,и едва ли могут говорить об этническом происхождении их владельца.Данными примерами я лишь хотел обратить внимание читателей на то,что распространены они были не только в северной Руси и Скандинавии,но и на южном берегу Балтики.Намного интереснее и выразительнее в плане этнокультурной принадлежности является рассмотрение погребального обычая,по которому был захоронен Смоленский ювелир.
Не так давно мною были переведены с немецкого результаты археологического исследования поля захоронений в крупном поселении торговцев и ремесленников в Ральсвике на Рюгене.Так как объём исследований слишком велик,для приведения его в данном анализе,я ограничюсь лишь кратким пересказом,желающие же могут ознакомиться с оригинальным текстом ("Курганы в Ральсвике.Часть 1-3.").
В данном случае нас интересуют курганы типа С,описанные в конце 1 части.
Поселение Ральсвик на острове Рюген было крупным торговым центром,существовавшим в VIII-XII вв.Археологами было раскопано значительное ремесленное поселение с причалами для кораблей,найдено 3 древнеславянских ладьи,языческий храм и большое поле захоронений.Последнее представляет особый интерес,так как является единственным известным большим полем захоронений на Рюгене.Исследовав около 340 могил археологи смогли выделить 4 различных типа захоронений,придя к выводу,что различия в погребальном обряде на Рюгене были обусловлены в первую очередь социальным статусом,а не этническим происхождением погребённого.И всё же,сколь бы ни было условно такое разделение,типы погребений А и В признаны "скандинавскими",так как имеют многочисленные аналоги в скандинавских странах,тип же С признан исконно славянским,так как встречается у большинства славянских племён и практически неизвестен скандинавам.Именно этот тип и обнаруживает сходства со Смоленским погребением.Немецкими историками этот тип погребений определяется как "погребение на вершине кургана",что также весьма условно,так как часто встречаются и парные захоронения-когда один погребённый был захоронен в основании кургана,а второй на его вершине.На основании огромного археологического материала в Ральсвике,археологами был реконструирован и сам обряд похорон,происходивший примерно следующим образом:
Первым делом место для будущего кургана очищалось огнём,убирался гумусный слой (за редкими исключениями),после чего,в некоторых случаях,в основание будущего кургана насыпался слой песка (вспомним слой песка в основании Смоленского кургана).Умершего кремировали обычно не на месте погребения,но остатки погребального костра переносили с места кремации в основание будущего холма (что вполне согласуется с остатками погребального костра в основании Смоленского кургана).В более редких случаях (курган 1/7) курган насыпался на месте кремации.В середину основания будущего кургана часто помещали межевые камни (такие же камни в центре можно увидеть и на приведённом выше плане Смоленского кургана).Зачастую такие захоронения на вершинах были парными захоронениями мужчины и женщины или взрослого и ребёнка.Причём одно захоронение помещалось в основание кургана-это был либо кремационный прах в сосуде,либо трупоположение-другое же захоронение помещалось в сосуде на вершине холма,зачастую на каменной кладке.Примечательно,что в большинстве случаев вернее захоронение было крайне тяжело обнаружить (в Ральсвике обнаружили лишь при повторном анализе),так как сосуд с прахом падал с вершины холма,будучи сбиваем дикими животными.Иногда можно было встретить осколки керамики разбившегося сосуда в канаве у подножия кургана.В случаях же,когда сосуд был сделан из органического материала,ни от него,ни от праха со временем не оставалось никаких следов.

Очевидно что в Лопинском кургане мы видим ту же картину:вложённые в курган вещи позволяют предположить,что захоронение изначально было парным (мужчина и женщина).Один сосуд с прахом,также как и в Ральсвике,был помещён рядом с камнями в середине основания кургана,тут же были оставлены некоторые подношения и обнаружены кости животных.В славянском(типе С) типе погребений в Ральсвике также оставляли мясные подношения в кургане (иногда они сжигались вместе с трупом,иногда не имели следов горения).Часть вложенных вещей в Ральсвике находилась не только в основании,но и в слоях кургана.Ту же картину мы видим в Смоленском погребении-часть вещей находилась в слое над первым погребением в основании кургана.Тут же были обнаружены и камни,служившие по мнению исследователей Смоленского кургана фундаментом для памятного столба,примеры таких столбов также приведены в статье.Однако,хочется отметить одну деталь.Исследователями Смоленского кургана было найдено лишь одно захоронение в основании,в то время,как по вложенным вещам можно предположить,что погребение изначально было парным.В то же время в кургане найдена каменная кладка,вероятно служившая фундаментом,для возвышавшегося над курганом столба.Вот только столб этот мог быть не просто памятным,на нём мог находиться сосуд с вторым захоронением.Примеры подобных курганов с парными захоронениями-одно в сосуде в основании кургана,другое на его поверхности-хорошо известны не только в Ральсвике на Рюгене,но и у балтийских славян вообще.
Вот,к примеру,реконструкция различных типов курганов балтийских славян в Финстервальде.

Изображение

Здесь также можно увидеть подобные столбы,на которых были оставлены сосуды с подношениями и прахом.Более того,об обычае оставлять прах умершего в сосуде на столбе сообщает и Нестор летописец:
"И аще кто умряше-творяху тризну над ним.И по семь сотворяху краду велику и возложаху на краду мертвеца и сожьжаху и посемь,собравше кости,вложаху в судину малу и поставляху на столпе на путях,еже творять вятичи и ныне".
Как уже было замечено выше,немецкие археологи отмечают,что подобные захоронения на вершинах крайне сложно доказать археологически.Понятно,что горшок не простоит на столбе тысячу лет,когда-нибудь он упадёт,разобьётся и природа с течением времени не оставит ни от него,ни от столба никакого следа.Очевидно,так было и в случае со Смоленским курганом,становится ясно,и почему в самом кургане было найдено одно (вместо ожидаемых двух) погребений и для чего предназначался фундамент и столб.
В принципе,такая картина наблюдается и у балтийских славян.Предположение о том,что сосуд стоял на вершине холма-это гипотеза учёных.В реальности же было найдено то же самое,что и в Лопино-в верхнем слое курганов,близко в вершине находились камни.Остатки же керамики и кремационного праха как правило находились в канаве у подножия кургана.Отсюда археологи делают вывод что камни в верхнем слое кургана были своеобразной "подставкой"-фундаментом под погребальный сосуд.Но не менее вероятно,что каменная кладка была фундаментом-держала деревянный столб,на котором находился сосуд с прахом.Мне такая интерпретация кажется более вероятной,ввиду исторических свидетельств о оставлении славянами праха в горшках на столбах.Этот же обычай(памятные столбы) фиксируется,по заявлению исследователя Лопинского кургана,и в Ладоге.
Этнография фиксирует такие памятные столбы у старообрядцев Русского Севера.
Реконструировавшие погребальный обряд на Рюгене немецкие археологи сообщают и о том,что перед насыпанием холма,в процессе прощального обряда нередко были разжигаемы костры неподалёку от кургана.Возможно,с этим ритуалом связаны и найденные в курганной насыпи под Смоленском слой золы и обожжённые камни (авторы исследования интерпретируют его как остатки более древнего культурного слоя).
Для наглядности можно привести пару примеров Рюгенских курганов:

Изображение
Курган 3/46: Отчётливо видны камни в основании и два камня побольше,скатившиеся со временем,при обвале вершины холма.Набор вложенных вещей довольно схож.
"В основании холма 3/46 был найден кремационный прах женщины в возрасте с немногочисленными остатками кремационного костра,оставленные в урне Менкендорфского типа.Рядом лежал нож,набор мельничных жерновов и остатки проржавевшего ключа.В верхней части насыпи находилось повторное погребение в урне типа Бобцин,наполненной кремационным прахом взрослых мужчины и женщины."

Изображение
Курган 3/21: Примерно то же самое,что и в прошлом кургане.У подножия кургана видны упавший сосуд с прахом и камень.Основание также было покрыто песком и содержало остатки кремационного костра.
"Сравнительно большой холм 3/21 был тщательно подготовлен сносом старого гумусного слоя и очистительным огнём,а также посыпан слоем белого песка.В холмовой насыпи были найдены остатки кремационного костра и совсем немного праха.Восточнее подножия холма,в окружающей его яме,компактно (то есть изначально в сосуде из органического материала) лежал "кремационный прах женщины...взрослого возраста...а также кремационный прах большого животного".Рядом находились изогнутые железные наконечники копий и другие железные фрагменты.Очевидно,кремационный прах был изначально поставлен на вершине в деревянном ящике,и упал вниз ещё в этом же ящике,до того как он был обнесён лесным гумусом.Наконечник копья говорит скорее в пользу мужского,чем женского,захоронения".

Изображение
Обвалившийся курган 1/7.Интересен тем,что был насыпан на остатках кремационного костра.Камни были выложены как в основании в центре,так и по краям кургана.
"Холм 1/7 выделяет его строение.Подножие холма окружала замкнутая каменная кладка,внутри которой находились остатки кремационного костра и праха.Большая часть праха и керамики Фрезендорфского типа находились в яме у восточного и северо-восточного подножия холма.Эта находка объясняется упавшим захоронением на вершине.Немногочисленные остатки кремационного праха среди остатков костра в основании холма соответствуют таковым из ямы у подножия насыпи и принадлежали взрослой женщине.Из этого можно сделать вывод,что после кремации на костре,прах был собран и поставлен на вершине насыпанного на остатках костра холма".

Объём статьи не позволяет привести здесь все многочисленные примеры.

Как видим,погребение под Смоленском полностью соответствует погребальным обычаям балтийских славян,в особенности обычаям распространённым на острове Рюген.Вложенные в курган вещи,так же вполне соответствуют вещам,использовавшихся в то время балтийскими славянами.Ввиду этих данных можно по новому взглянуть на то,кем были те "мобильные военно-торговые дружины,передвигавшиеся по коммуникациям Восточной Европы",которые упоминает автор исследования.Ведь,хотя погребение и единичное,но обряд по которому был захоронен Смоленский ювелир говорит о том,что и его спутники были знакомы с балтийско-славянским обычаем.
Погребение под Смоленском,таким образом,можно причислить к целому ряду других археологических и лингвистических доказательств пребывания балтийских славян в северо-западной Руси в раннем средневековье.В настоящее время считаются уже доказанными и контакты жителей именно Ральсвика на Рюгене с северо-западной Русью.Во время уже упомянутых выше археологических раскопок там,помимо прочего был найден и самый большой на Балтике клад серебряных монет.Большинство из них было отчеканено в арабских и персидских землях и в Средней Азии.Доказательством того,что монеты попали в Ральсвик именно через Русь,служит и найденный вместе с монетами браслет выполненный в пермском стиле.Это же подтверждает и характерная для балтийских славян керамика,находимая в северо-западной Руси.Курган же под Смоленском лишний раз доказывает,что отношения между Русью и балтийскими славянами выходили далеко за пределы одной только торговли и заселении этих мест с юга Балтики.Очевидно,что военно-торговые дружины балтийских славян свободно перемещались по Восточной Европе в раннем средневековье,что лишний раз говорит в пользу антинорманской теории призвания Руси".





Источник: "Курган Рюгенского ювелира под Смоленском"-nap1000.livejournal.com.
"От вернувшихся я слышал,что в Микилинбурге в рыночные дни
насчитывалось пленных данов до 700 душ и все были выставлены на продажу,
лишь бы только хватило покупателей" (Гелемольд,II-13)
Аватара пользователя
Север_
Homo erectus
 
Сообщений: 426
Зарегистрирован: 28 июл 2017, 02:32
Cпасибо сказано: 8
Спасибо получено: 78 раз в 71 сообщениях
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации

Вернуться в КультПросвет


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1