Страница 1 из 2

Птичку жалко

СообщениеДобавлено: 30 июн 2012, 01:29
eesy
Привеска, которую обычно описывают как "привеска с орнитоморфным сюжетом". В принципе правильно...
Птица и птица.

Re: Птичку жалко

СообщениеДобавлено: 30 июн 2012, 01:39
eesy
А вот как такие привески описывает Кулаков - воинская эмблема раннегеральдического характера с жертвенной птицей, но не распятой, как обычно, а " повешенной, на что указывает петля, охватывающая голову птицы слева)."

Re: Птичку жалко

СообщениеДобавлено: 30 июн 2012, 01:41
eesy
И ведь, действительно, петля есть!!!!!

Re: Птичку жалко

СообщениеДобавлено: 30 июн 2012, 01:42
eesy
Статья Кулакова http://www.geraldika.org/01_1997_04.htm

Re: Птичку жалко

СообщениеДобавлено: 05 июл 2012, 13:45
eesy
Не даёт покоя мне эта повешенная птица.
Попытался нарыть хоть какую-то информацию по этим подвескам. Пока ничего. Даже по тем 4, что есть в галерее Домонгола не известны места находки.
Поэтому решил попробовать выяснить значение повешенной птицы.
Возьмем за отправную точку предположение о скандинавских корнях этого сюжета и то, что птица жертвенная.

Re: Птичку жалко

СообщениеДобавлено: 05 июл 2012, 14:34
eesy
По части жертвоприношения птиц, у скандинавов это дело имело место. Жертвенной птицей, главным образом служил петух. Но вот само жертвоприношение состояло из отрубания головы или, в большинстве случаев, освещения жертвы, приготовления и поедания во время пира.
Свидетельства о ритуальном повешеньи есть у Адама Бременского в его «Истории гамбургских архиепископов», написанной около 1070 года.
Хотя к тому времени Дания, Норвегия и Исландия уже были христианскими, в Швеции язычество все еще процветало бок о бок с новой религией. Центром его был покрытый золотом храм в Старой Упсале, где, согласно Адаму, стояло три идола: в середине на троне восседал Тор со «скипетром» (молотом?), рядом с ним находился вооруженный Один, а с другой стороны — Фрейр, который, как «бог мира и чувственных наслаждений», был показан с огромным фаллосом. Тору приносили жертвы в минуты опасности голода или чумы, Одину — во время войны, а Фрейру — при праздновании свадеб.
Кроме того, Адам говорит, что каждые 9 лет отмечался большой праздник, который длился 9 дней, и на него со всей Швеции собирались люди с дарами. Христианам, которые отказывались являться на этот праздник, приходилось откупаться, платя штраф. В жертву на этом празднике приносили 9 человек и по 9 самцов от многих видов животных, в том числе собак и коней; кровь приносили в жертву богам, а тела вешали на ветви деревьев в близлежащей роще, каждое дерево в которой из-за крови жертв считалось священным. Адам говорит, что один христианин, который рассказывал ему об этом, видел, как там одновременно висели 72 трупа

Re: Птичку жалко

СообщениеДобавлено: 05 июл 2012, 14:40
eesy
Кроме того, есть предания о полулегендарных королях, которые погибли при обстоятельствах очень напоминающих ритуальное убийство. Самый очевидный случай произошел с норвежским королем Викаром, которому по жребию выпало быть принесенным в жертву Одину. Он надеялся избежать своей участи, подготовив фальшивый обряд. Викар встал на деревянную колоду под самой тонкой ветвью можжевельника, надев себе на шею свисавшую оттуда петлю из кишки теленка, а его самый верный дружинник приготовился ударить его тоненькой камышинкой. Однако камышинка внезапно превратилась в копье, а кишка теленка — в прочную веревку; колода выпала у него из-под ног, а ветка взлетела вверх, так что он погиб, пронзенный копьем и повешенный одновременно.
По мнению Жаклин Симпсон такая сцена явно указывает на культ Одина — бога повешенных.
К этому же культу она относит сцену на одном из камней с Готланда . Сцена изображает символ Одина — тройной треугольник, а рядом — повешенного, на которого вот-вот сядет смотрящая вниз птица. Группа воинов держит другую птицу, возможно также предназначенную в жертву.

Re: Птичку жалко

СообщениеДобавлено: 05 июл 2012, 15:01
eesy
Предание о Викаре перекликается со скандинавским обычаем одевать новоизбранному королю петлю на голову и приставлять к груди копье. Считалось, что если боги не довольны выбором – петля затянется и копье пронзит тело.
Это тоже , скорее всего относится к культу Одина — бога повешенных.

Как повествуется в V;lusp; («Прорицания вёльвы»), Один повесился, пронзив себя копьём и принеся себя себе же в жертву – в поисках знания, непостижимого в жизни. Вися на Мировом Древе, Один совершает поездку на грани смерти и, в результате, обнаруживает тайну рун. Эпизод с самоповешением даёт начало ещё одному имени Одина – Hangatyr («Повешенный бог»). Это имя подчеркивает два аспекта бога: мудрец, готовый пожертвовать всем ради знания, и бог, имеющий особые отношения с повешенным.

Чтобы получить руны и знания о них, Один затягивает петлю на шее, протыкает грудь копьем и повисает в ветвях Мирового дерева. Такое мучительное самоистязание находит соответствие в шаманизме и подразумевает посвящение в шаманы. Повешение и протыкание копьем представляется в скандинавской мифологии как ритуальное действо.

Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.
Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная их поднял —
и с древа рухнул.

Re: Птичку жалко

СообщениеДобавлено: 05 июл 2012, 15:56
eesy
Если приглядеться к подвескам, где явно видна петля, то на груди птиц видны ромбы. Может это символизирует рану от копья?
Петля на шее и проткнутая копьем грудь - можно, наверное связать с культом Одина-богом повешенных?

Re: Птичку жалко

СообщениеДобавлено: 28 фев 2013, 03:31
Gost
На верхней накладке в деталях видна голова птицы(?) и петля, охватывающая ее шею

Re: Птичку жалко

СообщениеДобавлено: 31 мар 2013, 00:21
грейдер
Уважаемые форумчане ,а почему Вы решили ,что птицу - вешали?
Может это одетые на нее - принадлежности для соколиной охоты ...
С уважением ,Грейдер.

Re: Птичку жалко

СообщениеДобавлено: 31 мар 2013, 02:00
eesy
грейдер писал(а):Может это одетые на нее - принадлежности для соколиной охоты ...

Не........ уже, умерла, так умерла...

Re: Птичку жалко

СообщениеДобавлено: 31 мар 2013, 02:57
грейдер
Бывает , конечно ...Но ,к примеру ,вот эта птица с петлей себя чувствует вроде и неплохо...
Идея сама не понятна ...привеска с мертвым соколом... с живым ,на поводке ,дело другое..
Действительно загадка...
Изображение

Re: Птичку жалко

СообщениеДобавлено: 31 мар 2013, 09:47
eesy
грейдер писал(а):с живым ,на поводке ,дело другое..

А в этом есть здравый смысл. Тем более, что на привесках веревка от петли идет в бок, а не вверх, что в случае повешенья было бы логичнее.

Re: Птичку жалко

СообщениеДобавлено: 14 фев 2014, 20:33
eesy
Мертвую птицу не оживишь, а тему можно..
Из Черниговской области.

Re: Птичку жалко

СообщениеДобавлено: 14 фев 2014, 21:52
liosik
Кстати, по местам находок: моя с Торжка Тверской области. Если пригодится, конечно, подобная инфа. :)

Re: Птичку жалко

СообщениеДобавлено: 16 фев 2014, 11:30
eesy
Ещё с Черниговщины

Re: Птичку жалко

СообщениеДобавлено: 17 фев 2014, 16:52
Gost
Выскажу пару своих мыслей по поводу вопроса кто и почему мог носить привески с заарканенной птицей и что в таком случае они означают.
Версия про повешенную птицу, принесенную в жертву Одину, ради знаний и мудрости рассматривает этот вопрос с позиции мировоззрения жителей скандинавских стран. Я же полагаю что символика подвески имеет местные корни и должна соответствовать мировоззрению жителей Руси 10 – нач. 11 веков, вернее той ее социально активной части, которая нынче носит названия «дружинная культура».
Сюжет этой подвески более-мене понятен – изображена хищная птица, предположительно сокол, с петлей на шее. Сокол в древней Руси, как известно, символ смелости, воинского мастерства и отваги, храбрости и ловкости. Как правило, эти качества приписывают в первую очередь воинам, поэтому сокол здесь скорее всего олицетворение войны и персонификация личных качеств воина-дружинника - отваги, смелости, доблести и т.д. Подобная интерпретация соответствует устным народным традициям и находит свои параллели в летописях, где не редко воинов княжеской дружины сравнивают именно с соколами, подчеркивая этим означенные выше их качества. Что же до уз на шее птицы, появление их на подвеске может символизировать факт, что воин, носивший ее, являлся членом дружины, а значит был скован узами клятвы верности своему Князю и обязан был действовать по им установленными правилам и по его воле.
Хотя этакая версия и не претендует на безоговорочную достоверность, но в контексте средневекового мировоззрения выглядит вполне себе логично. Быть на службе в дружине князя было почетным и доступно лишь лучшим, также как и не считалось зазорным быть скованными узами клятвы верности князю и своему делу, поэтому не вызывает противоречий отожествление себя с княжеским соколом - сильной, ловкой птицей, преданной своему хозяину, но от этого не менее грозной для врагов.
Ну и напоследок отрывок из «Сказания о Куликовской битве», где есть примечательное поэтическое сравнение, практически в точности совпадающее с сюжетом подвески:
«Аки соколи искушеныа урвалися от златых колодиц, ударилися на великиа стада жировины, на ту великую силу татарскую.» (ПСРЛ. Т. 26. С. 340).
Изображение

Re: Птичку жалко

СообщениеДобавлено: 18 фев 2014, 20:41
eesy
Ещё бы, конечно, не помешало бы выяснить вопрос, почему они считаются воинскими ?
Найдены в воинских погребениях? Где такая информация?
Не удивлюсь, если окажется , что опять это "воинские" притянуто от балды, также как женские ливские привески стали знаками княжескими......

Re: Птичку жалко

СообщениеДобавлено: 19 фев 2014, 05:29
Gost
Я не претендую на сто процентную истинность. На сколько знаю, археологами их найдено не так много, чтобы делать достоверные выводы о принадлежности подвесок воинам или нет. Свои же мысли почему именно им, я привел выше.