Прошу совет по консервации предметов.

Реставрация, консервация, хранение, оформление коллекций

Модератор: Mika88

Прошу совет по консервации предметов.

Сообщение Валентина Семенова 30 ноя 2017, 16:19

Всем доброго времени суток! Нужен совет по консервации предметов, так как метал начал слоиться и крошиться.Изображение
Валентина Семенова
Homo habilis
 
Сообщений: 16
Зарегистрирован: 02 апр 2017, 23:07
Cпасибо сказано: 11
Спасибо получено: 0 раз в 0 сообщении
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации

Re: Прошу совет по консервации предметов.

Сообщение GolemXV 01 дек 2017, 15:36

Фотографии мелкие, и, может быть, я что-то на них не так понял... На луннице помимо "естественных" утрат вижу один небольшой скол патины, а на кольце погибло уже более трети оригинальной поверхности, и оно практически мёртвое. В принципе, такие вещи надо укреплять полимерами. Для этого используют Paraloid B72, растворённый в ацетоне или некоторых других, более сложных растворителях. Методики в сети вроде были. После обработки предмет перестаёт сыпаться, но чистить его, если это захочется, становится гораздо сложнее. Поэтому часто укрепляют не весь предмет, а только его проблемные участки. Возможно, с лунницей как раз так и следует поступить...
GolemXV
Редактор галереи
Редактор галереи
 
Сообщений: 1272
Зарегистрирован: 16 дек 2010, 19:22
Cпасибо сказано: 257
Спасибо получено: 600 раз в 477 сообщениях
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации

За это сообщение пользователю GolemXV "Спасибо" сказали
Валентина Семенова

Re: Прошу совет по консервации предметов.

Сообщение dozer 01 дек 2017, 18:01

Беда с этими полимерами... пропитывая полости и микропоры, (а они растворенные, как не заполнят то) не известно как они поведут себя через 20-50 лет.
На глупости не отвечаю, с дураками не спорю...
Аватара пользователя
dozer
Эксперт по металлопластике
Эксперт по металлопластике
 
Сообщений: 2887
Зарегистрирован: 14 янв 2009, 21:11
Откуда: мы с Урала
Cпасибо сказано: 504
Спасибо получено: 670 раз в 500 сообщениях
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации

За это сообщение пользователю dozer "Спасибо" сказали
GolemXV, Валентина Семенова

Re: Прошу совет по консервации предметов.

Сообщение GolemXV 01 дек 2017, 18:39

Позиция абсолютно верная - я согласен. Любое воздействие несёт в себе определённый риск. Но как-то укреплять ведь надо - иначе предметы разрушаются - прямо сейчас. Некоторые находки без укрепления даже высушить невозможно: патина с них сразу слезает, как шкурка с несвежей змеи. Много чего использовали в качестве укрепляющего: и оргстекло, и цапонлак, даже олифой кто-то оперировал. Но Паралоид - как кажется - более хороший вариант. Именно тем, что он сохраняет свою растворимость в органике длительное время. Какое именно - я не знаю. Приходится верить профессионалам вроде нашего Mika88, которого, к сожалению, давно уж не видно... Скажем, трёхлетнюю пропитку паралоидом я снимал. По сравнению со свежей - никакой разницы. К недостаткам паралоида можно отнести его невысокую жёсткость: он плохо защищает, скажем, дужку височника от поломки - в этом отношении оргстекло лучше. Но осыпающуюся патину при правильной концентрации он держит мёртво - за что мы его и любим... :)
GolemXV
Редактор галереи
Редактор галереи
 
Сообщений: 1272
Зарегистрирован: 16 дек 2010, 19:22
Cпасибо сказано: 257
Спасибо получено: 600 раз в 477 сообщениях
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации

За это сообщение пользователю GolemXV "Спасибо" сказали
Валентина Семенова

Re: Прошу совет по консервации предметов.

Сообщение Валентина Семенова 04 дек 2017, 15:21

Можно подробнее об использовании Паралоида) а приобрести наверное в хим реактивах?
Валентина Семенова
Homo habilis
 
Сообщений: 16
Зарегистрирован: 02 апр 2017, 23:07
Cпасибо сказано: 11
Спасибо получено: 0 раз в 0 сообщении
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации

Re: Прошу совет по консервации предметов.

Сообщение GolemXV 04 дек 2017, 16:26

Приведу своё собственное описание процесса, которое делал когда-то для одного хорошего человека. Прошу прощения за неправильные личные местоимения, если вдруг их не дочистил. Здесь речь идёт в основном о полном укреплении предмета. Частичное делается многократной обработкой проблемных мест кистью с относительно слабым раствором, о чём немного сказано в пункте 5 раздела Процесс...

Общие замечания.
1. Основная идея метода - пропитка пористых предметов раствором полимера определённой концентрации. После высыхания растворителя излишки полимера аккуратно удаляются с поверхности предмета тем же растворителем. Укрепление достигается за счёт полимера, оставшегося в порах.
2. Технология хороша тем, что обратима: в любой момент полимер можно удалить (кроме как из самых глубоких пор) погружением в растворитель.
3. Полимер довольно мягкий, а потому почти не повышает прочности хрупких предметов, а только предотвращает их осыпание. Ваши дирхемы перестанут крошиться, но будут по-прежнему легко ломаться.

Реактивы.
1. Полимер Paraloid B-72 продаётся в некоторых художественных магазинах, специализирующихся на товарах для реставраторов. Я покупал его в московском филиале "Чёрной речки":
http://www.artmaterial.ru/?content=arti ... up3=Kremer
2. Растворитель. Я использую химически чистый толуол, без бензола. Альтернативы - ацетон (проще всего достать), циклогексанон. Другие не проверял. Полагаю, что важна чистота растворителя: он не должен содержать воды (она может спровоцировать коррозию) и нелетучих примесей (они будут оседать грязью на поверхности предмета).

Приготовление раствора.
Михаил Сафронов рекомендует пропитывать предметы поочерёдно в нескольких растворах с постепенно повышающейся концентрацией для наиболее глубокого проникновения полимера. Я использую ванны: 2%, 4%, 8% и в тяжёлых случаях 15%. Проценты я имею в виду "обывательские": 5% = 5 г полимера на 100 мл растворителя. Особой точности здесь не нужно.
Баночка для раствора должна быть довольно хитрой. Она должна быть абсолютно герметичной, не должна растворяться ацетоном, должна иметь устойчивую форму и достаточно широкое горло. Я использую низкие стеклянные баночки с завинчивающейся крышкой, но это плохой вариант: как ни закручивай, а ацетон улетает из них за милую душу. Возможно, подойдёт стеклянная банка со стеклянной крышкой, прижимающейся с помощью пружинной защёлки через резиновую прокладку. В таких банках иногда продают дорогую снедь вроде маринованных грибов или красной икры.

Процесс.
1. Перед укреплением предмет следует высушить. Иначе влага, закупоренная полимером в порах, может вызвать коррозию. Сушить лучше всего над силикагелем, но, по-моему, достаточно просто выдержать предмет после намокания несколько дней в сухом помещении. Можно также сушить погружением на несколько часов в сухой чистый ацетон.
2. Погружать предмет в раствор лучше всего на специальных салазках, которые можно согнуть из медной проволоки. Смысл в том, чтобы во время процесса не хватать предмет руками, чтобы не повредить. Салазки должны полностью помещаться в баночке, иметь ручку для пальцев и две параллельные проволочки, на которых и лежит предмет. Чем меньше площадь соприкосновения предмета с салазками, тем лучше.
Изображение
Итак, аккуратно кладём предмет на салазки, берём их за ручку, погружаем в баночку, наполовину заполненную раствором, чтобы предмет оказался в него погружён, а ручка - нет, и закрываем баночку крышкой. Ждём пару часов, чтобы раствор проник в тонкие поры после чего перемещаем салазки в баночку с раствором следующей концентрации.
3. Извлечение из последнего раствора - самая опасная стадия процесса. Опасность в том, что на воздухе раствор стремительно густеет и приобретает характер клея: можно приклеиться к предмету, например, пальцами, и вырвать из него часть поверхности. Я бы рекомендовал (но сам не всегда следую этой рекомендации) не снимать предмет с салазок до полного его высыхания. В то же время, желательно удалить основное количество не впитавшегося раствора с поверхности, чтобы потом меньше мучиться с удалением полимерной плёнки. Можно сделать так. Извлечь салазки из баночки и сразу же поставить на толстый слой рыхлой бумаги, вроде туалетной. Далее, не теряя времени, промокнУть такой же бумагой и верхнюю поверхность предмета, после чего немедленно снять салазки с бумаги, поставить на гладкую поверхность и оставить в покое минимум на полчаса. Весь процесс должен уложиться в 15 секунд.
4. Через полчаса предмет нужно слегка тронуть, чтобы посмотреть: прилип он к салазкам или нет. Если нет, то просто снять пальцами. Если прилип, то смочить ацетоном те проволочки, на которых лежит предмет, и аккуратно снять его, пока ацетон не улетел. Тут понадобится некоторая ловкость.
5. У монет самая хрупкая часть - края. В некоторых случаях я дополнительно пропитываю их менее концентрированным раствором (2-4%). Монета берётся двумя пальцами, и на её ребро маленькой мягкой синтетической кистью наносится раствор, который очень быстро высыхает. Пока он не высох, к этому месту прикасаться нельзя. Высох - переходим к следующему. Увлекаться не стоит: потом будет трудно удалять излишки полимера.
6. Предмет укреплён, но на его поверхности осталась неэстетичная полимерная плёнка. Уберём её тем же ацетоном. Михаил Сафронов рекомендует использовать для этого ватные тампоны. Честно говоря, не понимаю этого: с ваты, как и с бумаги к поверхности прилипает огромное количество ворсинок, которые потом не так и легко удалить. Я использую мягкую кисточку с тонким синтетическим ворсом. Это важно, чтобы кисточка была мягкой, а ворс - синтетическим: всё для того, чтоб ни в коем случае не повредить поверхность предмета. У меня кисти плоские, длиной ~1 см и шириной ~4 мм. Кисть погружаем в ацетон, но излишки его вытираем об край баночки с ацетоном или об какую-то другую поверхность. Кисть должна быть влажной, но течь с неё ацетон не должен, иначе есть шанс вымыть полимер из неглубоких пор. Пока она не высохла, делаем ею два-три мазка по той части поверхности монеты, на которой видим плёнку, и - снова в баночку с ацетоном. Так - пока вид предмета нас не удовлетворит. Иногда на корродированных пористых поверхностях я оставляю тончайшую плёнку равномерно распределённого полимера: от этого она начинает блестеть, отчего её пористость несколько скрадывается. (Но ещё лучше использовать для этого восковые композиции.)
Предмет при этом лежит на мягкой, но не пылящей поверхности. Я использую пенополиэтилен (туристические коврики). Вообще-то, лучше всего работать под бинокулярным микроскопом. Можно использовать налобную бинокулярную линзу или даже просто большую лупу на подставке. Под увеличением гораздо лучше видны все нюансы поверхности.
GolemXV
Редактор галереи
Редактор галереи
 
Сообщений: 1272
Зарегистрирован: 16 дек 2010, 19:22
Cпасибо сказано: 257
Спасибо получено: 600 раз в 477 сообщениях
Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации

За это сообщение пользователю GolemXV "Спасибо" сказали
Валентина Семенова


Вернуться в Реставрация и хранение


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1