Юрий, спасибо за ссылку выдержку поставлю сюда, что б не искать потом
Одежда славян Восточной Европы
V1 век
Основным источником для изучения рассматриваемой темы должны служить
материалы археологии. Однако у славян в этот период безраздельно
господствовал обряд трупосожжения и умершие в одеждах сгорали на
погребальных кострах. На восточнославянской территории сейчас раскопано
более тысячи захоронений и ни в одном из них не обнаружены остатки одежды
в виде кусков ткани, кожи или меха. Для истории одежды славян более чем
скромные данные получены и при раскопках поселений. Органические
материалы в культурных слоях поселений, как правило, не сохраняются.
Исключением являются напластования Старой Ладоги, при раскопках которых
обнаружены куски тканей и кожи. Исследование остатков кожи предоставило
возможность для изучения обуви. При раскопках славянских поселений
встречены в небольшом количестве предметы металлического гарнитура одежды
– пряжки, поясные бляжки и кольца, а также единичные украшения.
Письменных свидетельств об одежде славян Восточной Европы почти
нет. Имеется лишь сообщение Прокопия Кесарийского (V1 в.) о балканских
славянах: некоторые из них идут в бой против своих врагов в одних коротких
штанах, не надевая ни хитона, ни плащей. Нет никаких известий о славянской
одежде и в восточных источниках. Арабские авторы начинают уделять внимание
одежде восточных славян лишь в Х-Х1 в.в.
Таким образом, более или менее обстоятельного и полного очерка
славянского одеяния
сделать пока невозможно.
Как свидетельствуют лингвистические материалы, славяне с древнейших
времен одевались в платья из льняного и конопляного полотна и шерсти.
Использование льна и конопли как важнейших материалов для изготовления
одежды предполагает, что основным цветом её был белый или серый (при
недостаточной отбелке). Было ли и в какой степени распространено крашение
тканей, сказать невозможно. С древних времен использовали славяне для
одежды и шерстяные ткани. Прядение и ткачество, как упоминалось ранее, были
в числе наиболее распространенных домашних занятий славян. В У1 в. шелк,
как и другие виды византийских и восточных тканей, могли покупать или
выменивать только славянские князья и племенная богатая знать.
Большая часть славян расселилась в лесной полосе с суровым
климатом. Жизненные условия требовали теплой одежды, которая служила бы
защитой от холода. Употреблялись прежде всего шкуры баранов, а из диких
животных - волков и медведей. Уже в древности использовались для одежды и
меха куницы, соболя, лисицы, белки, горностая, выдры и бобра. Меха
выделывались не только для собственных нужд, но и для торгового обмена с
другими странами. Шкуры животных использовались и для изготовления кож, из
которых потом делалась обувь, поясные ремни и рукавицы..
Мужская одежда славян, как можно судить по всем имеющимся прямым и
косвенным данным, с давних времен состояла из рубашки, штанов и надеваемого
при необходимости поверх плаща или кафтана. Характер рубашки , по-
видимому, передают рельефные изображения на литых фигурках человечков из
Мартыновского клада. Рубашка представляла собой прямую одежду
туникообразного покроя с длинными прямыми рукавами. Рукав у запястья
стягивался , вероятно, широкой тесьмой. Посредине груди рубаха имела
широкую вышитую вставку. Ворот неясен. Рубаха подпоясана – пояс обозначен
двумя линиями. Длинные узкие штаны мартыновских человечков доходят до
щиколоток. У славян они назывались ногавицами. По-видимому, штаны на бедрах
поддерживались бечевкой. Поверх этих легких одеяний надевались более
тяжелые верхние одежды. Известно несколько терминов, обозначавших такие
одежды ещё в праславянский период – жупан, корзно, сукня и кожух. Вероятно
именно в жупане изображен мужчина на фигурке, найденной на славянском
поселении У1-У11 в.в. в Требужанах в Молдавии.[14] Длинный опоясанный
кафтан показан на мужских фигурах Збруческого идола. Другие виды верхней
мужской одежды славян неизвестны по изображениям У1-Х в.в.
Мартыновские и требужанская фигурки изображают мужчин без головных
уборов. Вероятно, в южных районах славянской территории мужское население в
рассматриваемый период ходило без головных уборов.
Головной убор славян – шапка языческого времени – известен только по
скульптурным изображениям на идолах. Так четырехликая голова Збручского
идола увенчана сферической шапкой с околышком. Подобная шапка изображена
на голове новгородского каменного идола, найденного в Пошехонье.
Мужские одежды обычно стягивались поясами. Иногда пояса делались из
тканей и в таких случаях просто завязывались. Пояса из кожи имели
металлические пряжки, наборные бляшки и наконечники. Наиболее полная серия
металлических частей поясов, происходит из раскопок городища Зимно. Здесь
найдены бронзовые, серебрянные и железные пряжки с круглыми, полукруглыми,
овальными, восьмеркообразными и фигурными рамками и основой разнообразных
форм, а также прямоугольные «гитаровидные» пряжки. Необходимо подчеркнуть,
что поясные пряжки, бляшки и наконечники, найденные на славянских
памятниках не принадлежат к специфически славянскому убранству одежды.
На южной окраине восточнославянской территории в условиях
соприкосновения с иноплеменным населением распространился обычай
застегивать наплечную одежду при помощи фибул. Фибулы славян встречены как
на поселениях, так и в составе кладов.
Весьма широко распространились в антской среде У1-У11 в.в. пальчатые
фибулы, которые можно считать этноопределяющими для этой славянской
группировки. Однако они были принадлежностью женского туалета.
Основным видом обуви славян были башмаки из кожи. В общеславянский
период они назывались черевиками. Они изготавливались либо из целого куска
кожи, либо из двух основных частей –цельнокроенного верха и подошвы.
Покрой башмаков многообразен, но все виды принадлежат к одной форме – это
узконосые башмаки с невысоким подъёмом, они довольно плотно облегали ногу
и закреплялись с помощью ремешка, который несколько раз обвивался вокруг
щиколотки и завязывался. Некоторые виды башмаков шнуровались. Детский
башмак не был узконосым и повторял припухлость ноги. Нужно полагать, что
славяне носили и лапти, изготовленные из лыка. Однако, археологически это
пока засвидетельствовано лишь находками костяных кочедыков для плетения
обуви такого типа.
Женская одежда славян рассматриваемого периода менее документирована
археологическими материалами и совсем не получила отражения в синхронных
письменных источниках. Судя по более поздним данным, одежда женщин
состояла прежде всего из рубашки, которая отличалась от мужской большей
длиной и , очевидно, более нарядными украшениями – вышивкой или узорным
тканьем. Фасоны мужской и женской верхней одежды в быту русских крестьян
Х1Х в. мало чем отличались друг от друга. Надо полагать, что и в У1в. было
так же. Одежды женских фигур, изображенных на Збручском идоле, не отличимы
от мужского одеяния. Конечно, женщины ногавиц не носили, но жупаны, корзно,
сукни и кожухи были почти идентичными. Женский костюм отличался от мужского
головным убранством и украшениями.
Женский головной убор реконструируется по находкам в кладах
мартыновского типа. Составными частями уборов были серебряные пластины с
завитком на конце – налобные венчики – орнаментированные пластины,
воспроизводящие форму уха, - наушники.[15] Характерным славянским
украшением были височные кольца. Такие украшения были найдены в
мартыновском, малоржавском и новосуджанском кладах. Для закрепления
верхней женской одежды у антов употреблялись пальцевые фибулы. Шейные
ожерелья, состоящие из бус, судя по материалам длинных курганов кривичей и
Староладожского городища, были в некоторых славянских регионах излюбленным
женским украшением. Славянский женский костюм иногда дополнялся различными
металлическими украшениями – шейными гривными, перстнями и браслетами.
Собственно славянских типов этих украшений в то время ещё не было, и
славяне пользовались самыми разнохарактерными украшениями, изготовленными
своими мастерами-ремесленниками или приобретенными у соседних племен.